Мысль эта не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Казалось бы, ну кто не хочет истины? Разве есть на свете такой человек? Ведь истина, если говорить по-простому, не что иное, как то, что есть на самом деле. Истина – это подлинная картина мира вокруг нас. Неужели отыщутся люди, которые не желают видеть мир таким, каков он есть? В романе Михаила Булгакова, Иешуа отвечает на вопрос Пилата об истине так: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти». Несмотря на очевидную художественность этой придумки писателя, в ней есть важный момент: действительно, боль в каком-то смысле можно считать критерием истины. Ведь даже если очень сильно себя убеждать, что голова у тебя не болит, она не станет от этого болеть меньше. И говорить об относительности всего сущего человеку с больной головой уже как-то не очень хочется.
Первое правило волшебника: Люди поверят во что угодно, если они хотят, чтобы это оказалось правдой, или если боятся что это окажется правдой.
люди глупы. Люди глупы, и, если правдоподобно объяснить, почти все поверят во что угодно. Люди глупы и могут поверить лжи, оттого что хотят верить, будто это правда, или оттого что боятся знать правду. Головы людей полны всякими знаниями и верованиями, большинство из которых ложны, но все же люди в это верят. Люди глупы: они редко могут отличить правду от лжи, но не сомневаются, что способны на это. Тем легче их одурачить. Именно из-за Первого Правила волшебники древности создали Исповедниц и Искателей Истины, чтобы устанавливать Истину там, где это важно. Людям нужна какая-то цель, а чтобы иметь цель, им нужны враги. Легко вести за собой людей, когда им дана цель. Для них это важнее Истины, которая на самом деле мало кого интересует. Люди глупы, они верят в то, во что хотят верить.
Разумом правят психологические предубеждения. Такие предубеждения заставляют разум верить, что некоторые вещи верны, хотя это может быть и не так. Два самых сильных предубеждения - это надежда (или, по-другому, оптимистическая вера в то, что что-то может быть правдой) и страх. Когда человек надеется, что что-то может быть правдой, тогда он может на самом деле поверить в ложь, сказанную ему другими, или убедить себя во лжи, впасть в самообман в попытке не рушить картину мира, оставить всё как есть - не испытать боли. Аналогично, когда человек опасается, что что-то может оказаться правдой, он может на самом деле поверить, что это правда. Вместо того, чтобы позволять предубеждениям искажать свой разум, человек должен пытаться избежать их влияния и пытаться самому искать Истину. Не на основе собственных страхов и чаяний, но используя разум, познания и логику.
Второе Правило Волшебника гласит, что благие намерения могут привести к плачевным последствиям. Похоже на парадокс, но самыми добрыми намерениями вымощен порою путь к самому страшному злу. И уберечься от этого зла можно лишь с помощью знаний, мудрости, предвидения и понимания Первого Правила. Но даже этого не всегда достаточно. Благие намерения могут поощрить ленивые умы к праздности. Чем больше ты им даешь, тем больше им нужно. И пока твоя доброта безгранична, они никогда не приучатся к дисциплине и не научатся рассчитывать сами на себя. Твоя доброта нанесет ущерб их человеческим качествам. Если ты дашь монетку нищему, потому что он говорит, будто его семья голодает, а он потратит ее на выпивку и потом убьет кого-нибудь, ты будешь в этом виноват? Нет. Это он убил. Но если бы ты не давал ему денег, а накормил его или пошел бы и принес пищу его семье, убийства не произошло бы. Опять же, благое намерение, обратившееся во зло. Благие намерения могут привести к величайшему злу. Нарушение этого правила чревато чем угодно, от маленькой неприятности до всемирной катастрофы. Некоторые вожди стремились к миру и утверждали, что даже самооборона есть зло. Вроде бы самое благое намерение – уничтожить насилие. Но в итоге такая политика приводит к резне, хотя, пригрози они силой с самого начала, они предотвратили бы нападение и не было бы никакого насилия. Свои благие намерения они поставили выше жизненных реалий. Обвинили военных в кровожадности, а на самом деле именно военные могли бы предотвратить кровопролитие. Но не может же доброта всегда быть неправильной, конечно же нет. Вот тут-то и нужна мудрость. Ты должен быть достаточно умен, чтобы предвидеть последствия своего поступка. Но со Вторым Правилом вся беда в том, что ты не всегда можешь точно определить, нарушаешь ты его или нет.